Логистика — часть экономической науки и область деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. Более широкое определение логистики трактует ее как науку о
планировании, управлении и контроле за движением материальных,
информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
С позиции менеджмента
организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление
материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и
хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.).
Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками
информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на
оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.
Логистика — это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы
предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и
управления ими.
Термин появился первоначально в интендантской службе армии. Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI.
В Византийской империи
при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входили
управление и распределение полученных натуральных налогов. Есть
сведения, что Наполеон применял в своей армии логистические принципы.
Термин логистика ввел в русский язык в начале XIX века барон Генрих Жомини.В обычном Русском языке это слово означает науку о грузоперевозках. Содержанием логистики как науки является установление
причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу
товародвижения, в целях определения и реализации на практике
эффективных организационных форм и методов управления материальными и
информационными потоками.
Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны.
Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе,
полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка.
Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта
(авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала
после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта
в мирной экономике.
В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах
по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас
ассоциируется, прежде всего, с бизнесом. В зависимости от специфики деятельности компании применяются
различные логистические системы. Логистическая система — совокупность
действий участников логистической цепи (предприятий-производителей,
транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных
таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.
Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности
предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для
некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для
некоторых — снабженческая или складская деятельность. Но по своему
назначению (а главное её назначение — уменьшение затрат
при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение
эффективности производственной деятельности) логистические системы
должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых
и т. п.) направления деятельности.
Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а
могут привлекать транспортно-логистические организации для решения
вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня
привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике
различают разные уровни: 1PL — от англ. «first-party logistics» — подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» —
подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и
адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения
товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В
функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление
перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной
и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка
конечному потребителю.
Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix»:
- складские сооружения (отдельные складские постройки, центры дистрибьюции, складские помещения, совмещенные с магазином);
- запасы (объем запасов по каждому наименованию, место нахождения запаса);
- транспортировка (виды транспорта, сроки, виды тары, наличие водителей и т. д.);
- комплектация и упаковка (простота и легкость с точки зрения
логистического обслуживания с одновременным сохранением влияния на
покупательскую активность);
- связь (возможность получения как конечной, так и промежуточной информации в процессе товародвижения).
Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие. Основной целью закупочной логистики является удовлетворение
производства материалами с максимальной экономической эффективностью,
качеством и кратчайшими сроками. Закупочная логистика проходит по
поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными
способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный
способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого
количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в
товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование
поставок на основании управления запасами. Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение
доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами. С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения — совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя. Транспортная логистика это система по организации доставки, а именно по
перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной
точки в другую по оптимальному маршруту.
Политика управления запасами состоит из решений — что
закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в
себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в
распределительных центрах.
Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно
управлять запасами каждого распределительного склада по отдельности, а
можно централизированно (требует большей координации и информационного
обеспечения) Логистика запасов
Управление запасами предприятия — интегрированный процесс,
обеспечивающий операций с запасами внутри фирмы и вне ее — на всем
протяжении цепи управления поставками.
Политика управления запасами обязательно должна опираться на
стратегию предприятия в целом. Именно от стратегии зависит выбор модели
управления запасами.
«Реактивная» модель, иными словами модель «вытягивания», позволяющая
строить управление запасами в зависимости от спроса или конкретного
заказа от производителя до конечного потребителя. Плановая модель
предполагает продвижение продукта внутри маркетингового канала
распределения по определенному графику в соответствие с прогнозом
спроса на продукт и его наличие на рынке. Особенно актуальна смешанная
модель управления, комбинирующая методы управления предыдущих моделей и
позволяющая быстрее и эффективнее приспосабливаться к изменениям на
рынке.
Контроль за состоянием запасов — техническое средство реализации
политики управления материальными запасами. В процедуру контроля
запасов входят учет наличия запасов, регулярное отслеживание
приходов/расходов. Эти операции особенно эффективно могут выполняться с
использованием автоматизированных систем управления, например
программных продуктов 1С или SAP .
Определение точки заказа, расчет размера заказа и контроль за
данными показателями с использованием математических моделей управления
запасами практически невозможно осуществлять вручную, без использования
информационных систем. Использование информационной системы ERP-класса
на сегодня является неотъемлемой частью системы управления
производственными и материальными запасами предприятия.
Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес
процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах.
Складская логистика определяет правила организации складского
хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы
управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными).
Для информационно-технической поддержки таких процессов используются
специализированные системы управления складом WMS.
Комплексная логистика —
системный подход к организации всего цикла жизни товара и связанных с
ним мероприятий в период от момента производства его комплектующих до
момента потребления. Это эффективная система управления материальными,
информационными и финансовыми потоками, связанными с жизненным циклом
товара. Комплексный подход к логистическому процессу позволяет
сократить или нейтрализовать риски неопределенности, под влиянием
которых находится функциональный цикл жизни товара.
Неопределенность — структура функционального цикла. Хозяйственные
условия и качество каждый раз сочетаются случайным образом, что создает
неопределенность, которая определяется изменчивостью характера
исполнения этапов: передачи заказов, обработки, комплектования,
транспортировки, доставки потребителю и возврата заказов.
Главным объектом анализа логистической системы является функциональный цикл исполнения заказа. Основная задача логистического агента — спланировать структуру функционального цикла, которая позволит выполнять задачи логистики как можно быстрее, но главное равномернее.
Минимальным цикл можно считать, если нежелательные обстоятельства
преодолены в кратчайшие сроки. Максимальным — если преодоление тех же
самых нежелательных обстоятельств потребовало предельно большого
временного периода.
Задача управления функциональным циклом- обеспечить
согласованность действий, контролируя изменчивость в отдельных видах
деятельности, по возможности добиться завершения общего цикла в
нормативные или ожидаемые сроки исполнения заказа.
Цель логистического оператора — обеспечить бесперебойность и ускорение цикла обслуживания заказа.
|