Перви́чное публи́чное предложение — ППП, в английском языке — IPO
( [ай-пи-о], также редко [ипо́]; от англ. Initial
Public Offering) — первая публичная продажа акций частной
компании, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции.
Продажа акций может осуществляться как путём размещения дополнительного
выпуска акций путём открытой подписки, так и путём публичной продажи
акций существующего выпуска акционерами частной компании.
В 2006 году во всём мире было проведено 1729 IPO на сумму 247 млрд.
долларов США. В 2007 году ожидалось существенное превышение этого
показателя. Лидерами по сумме сделок являются США и Китай. Крупнейшее
IPO в 2006 году провёл китайский банк ICBC, который привлёк 22 млрд. долларов США.
Основной целью проведения IPO является получение так называемой
«учредительской прибыли» — прибыли, получаемой учредителями акционерных
обществ в виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций и
капиталом, действительно вложенным ими в акционерное предприятие. Возможность получения учредительской прибыли связана с тем, что цена
акций представляет собой капитализированный (по ставке процента) дивиденд, в то время как реально вложенный капитал
приносит прибыль по более высокой, чем ставка процента, средней норме
прибыли. Однако появление публичных компаний в определенной отрасли
производства в дальнейшем приводит к тому, что капитал в этой отрасли
приносит не среднюю прибыль, а только процент. Данный процесс вынуждает
частные компании либо также становиться публичными либо применять свой
капитал в другой отрасли. Как одну из целей можно выделить Повышение ликвидности компании. Т.е
акционеры после проведения IPO могут продать все свои акции по рыночной
цене, причём очень быстро. Также к целям вывода компании на IPO относится возможность защиты от
поглощения недружественными компаниями. После проведения IPO компания становится публичной, отчётность -
ясной и прозрачной, что является приоритетом большинства компаний.
Отчуждение ценных бумаг эмитента в пользу приобретателей
в результате сделанного первичного публичного предложения является
заключительной стадией целого ряда действий и процедур, которые
совершает эмитент с целью максимально эффективной продажи
предлагаемых ценных бумаг на рынке. В общих чертах, ППП включает в себя
следующие этапы: - Предварительный этап — на данном этапе эмитент критически
анализирует своё финансово-хозяйственное положение, организационную
структуру и структуру активов, информационную (в том числе, финансовую)
прозрачность, практику корпоративного управления и другие
аспекты деятельности и по результатам этого анализа стремится устранить
выявленные слабости и недостатки, которые могут помешать ему успешно
осуществить ППП; данные действия обычно совершаются до окончательного
принятия решения о выходе на публичный рынок капитала.
- Подготовительный этап — если по итогам предварительного этапа
с учётом устранённых недостатков перспектива ППП оценивается эмитентом
положительно, то процесс ППП переходит на новый этап — подготовительный,
во время которого:
- Подбирается команда участников ППП (выбирается торговая площадка,
партнеры (консультанты, брокеры, андеррайтеры), с
которыми окончательно согласовывается план действий и конфигурация ППП.
- Принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются
формальные процедуры (например, осуществление акционерами преимущественного
права) и составляются формальные документы (проспект ценных
бумаг).
- Создается Инвестиционный меморандум — документ, содержащий
информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена
за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.)
- Запускается рекламная кампания (в том числе, «гастроли» (роад-шоу) —
рекламные поездки руководства эмитента) с целью повышения интереса
потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.
- Основной этап — во время основного этапа происходит
собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг,
прайсинг — определение цены (если она не была заранее определена),
удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного
размещения (обращения).
- Завершающий этап (aftermarket) — начало обращения ценных бумаг и, в свете
него, окончательная оценка успешности состоявшегося ППП.
Настоящий бум ППП связан с выходом на рынок «доткомов» в конце 90-х
годовXX века — в рекордном 1999 на рынок впервые вышли свыше 200 компаний,
которые привлекли около 200 млрд долларов США Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением: - инвестиционных банков или
инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров и
организаторов размещения;
- юридических компаний в качестве консультантов организаторов и/или
эмитентов;
- аудиторских компаний;
- коммуникационных агентств в качестве PR/IR консультантов размещения.
ППП обычно предшествует road-show — серия встреч
представителей компании с потенциальными инвесторами, на которых
осуществляется презентация компании, основных показателей её
деятельности и характеристик размещения акций. Ещё один элемент,
предшествующий ППП — публичное объявление о размещении. В российской практике под названием ППП иногда подразумеваются и
вторичные размещения на рынке пакетов акций (например, публичная продажа
пакетов акций действующих акционеров широкому или ограниченному кругу
инвесторов). Первой российской компанией, разместившей в 1997 году свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), стало ОАО «ВымпелКом», торговая марка
Билайн. В 2004—2007 годах в России наблюдается взрывной рост количества ППП.
За это время свои акции на российских и западных рынках разместили такие
компании, как «Калина», «Иркут», «Седьмой
континент», «Лебедянский», «ВТБ», «Арсагера» и т. д. В 2006 году состоялось проведение рекордного ППП государственной
нефтяной компании «Роснефть» (10,4 млрд долларов США).
|