Торговая недвижимость – это разновидность коммерческой
недвижимости, предназначенная для организации мест розничной и
мелкооптовой продажи товаров и услуг. Коммерческая недвижимость — это любые объекты недвижимости,
используемые для коммерческой деятельности с последующим извлечением
постоянной прибыли. Основные разновидности коммерческой недвижимости –
это торговая недвижимость, офисная недвижимость, складская недвижимость,
гостиницы, базы, производственные помещения. Street retail (стрит-ритейл) ― разновидность торговой
недвижимости, представляющая собой торговые помещения, расположенные на
первых этажах зданий, имеющие отдельный вход и собственные витрины. Магазин ― помещение, используемое для реализации в розницу или
мелким оптом товаров или услуг населению. Девелопер ― компания, занимающаяся коммерческой деятельностью
по созданию объектов недвижимости с целью получения прибыли. Для этого
она выступает в качестве: автора идеи проекта, решающего что создавать и
где; покупателя земельного участка под застройку; организатора
проектирования объекта; нанимателя заказчика; генподрядчика; брокера для
реализации созданного объекта; управляющего недвижимостью (при
необходимости). Девелопер финансирует проект сам либо привлекает внешних
инвесторов. Торговый центр (ТЦ) ― капитальное здание, построенное
владельцем с целью получения коммерческой прибыли путем сдачи в аренду
торговых площадей компаниям-арендаторам (в частности, торговым сетям)
или для размещения в нем собственных торговых сетей. Торговая сеть ― совокупность двух и более розничных филиалов,
салонов, торговых точек или иных объектов, реализующих в розницу или
мелким оптом товары или услуги, объединённые под общей торговой маркой
или вывеской и имеющих единый фирменный стиль. Торговая зона ―
географическая область, на территории которой проживает или работает
подавляющее большинство (около 95%) покупателей торгового центра. Арендатор ― физическое или юридическое лицо, имеющее
договорные отношения, регламентирующие размещение на торговой площади
арендодателя торговой точки, салона или иного объекта, занимающегося
реализацией в розницу или мелким оптом товаров или услуг для населения. Якорный арендатор ― юридическое или физическое лицо, которое
берёт в аренду торговые помещения площадью не менее 5-15% от общей
площади торгового комплекса. Это – крупный арендатор, привлекающий
основной поток посетителей в торговый центр или торговый комплекс.
На сегодняшний день в России существует более 850 объектов
коммерческой недвижимости, являющихся торговыми центрами, торговыми
комплексами, торгово-развлекательными центрами, торговыми домами. Так, в
Москве их около 170. Общий объем торговых площадей в столице России, по
данным аналитиков, составляет 4 857 000 кв.метров. В Санкт-Петербурге
аналогичный показатель равен 1 300 000 кв.метрам, а всего в городе
работает около 80 объектов торговой недвижимости. Торговые центры активно развиваются и в регионах России.
В мировой практике принята классификация торговых центров, в
соответствии с которой тип и функциональное назначение определяется не
только площадью участка или здания. Они зависят также от количества
якорных арендаторов, ассортиментного ряда и размера зоны обслуживания. В
России среди участников рынка торговой недвижимости наиболее
распространена следующая система классификации ТЦ:
Микрорайонный торговый центр. Расположение: в удалении от
центральных улиц и стратегических магистралей. Торговая зона: территория
5-10 минут пешеходной доступности. Торговая площадь: менее 3000
квадратных метров. Якорный арендатор: может отсутствовать. В
микрорайонном торговом центре осуществляется торговля товарами первой
необходимости и осуществляются услуги повседневного спроса. Районный торговый центр. Расположение: вдалеке от центральных
улиц и стратегических магистралей. Торговая зона: территория в радиусе
5-10 минут езды на личном или общественном транспорте. Аудитория: 3000 –
40000 человек. Торговая площадь: 3000-10000 квадратных метров. Якорный
арендатор: продуктовый супермаркет, аптека. Окружной торговый центр. Расположение: вблизи центральных улиц
и стратегических магистралей. Торговая зона: 10-20 минут транспортной
доступности. Аудитория: 40 – 150 тысяч человек. Торговая площадь: 9000 –
20000 квадратных метров. Зона охвата: все прилегающие округа. Якорный
арендатор: продуктовый супермаркет, универмаг товаров для детей, другие
промышленные универмаги. Суперокружной торговый центр. Расположение: вблизи
стратегических магистралей. Торговая площадь: 20000 – 30000 квадратных
метров. Зона охвата: прилегающие территории и удаленные округа. Якорный
арендатор: продуктовый супермаркет, универмаг товаров для детей, другие
промышленные универмаги. Региональный торговый центр. Расположение: вблизи
стратегических магистралей. Торговая зона: 30-40 минут транспортной
доступности. Аудитория: свыше 150 000 человек. Торговая площадь: 30000 –
45000 квадратных метров. Зона охвата: прилегающие регионы. Якорный
арендатор: один или два универмага с полным ассортиментом товаров
площадью не менее 4500 квадратных метров. Ассортимент: потребительские
товары, одежда, мебель, товары для дома в большом ассортименте, места
отдыха и развлечения, предприятия бытового обслуживания. Специализированный торговый центр. Расположение: не имеет
значения. Торговая площадь: 3000 – 100000 квадратных метров.
Ассортимент: подкатегории традиционных категорий, широта зависит от
площади торгового центра. Якорный арендатор: функцию выполняет
специализированный магазин или группа специализированных магазинов,
определяющих специфику торгового центра.
В течение последнего года в рамках Российского Совета Торговых
Центров велись работы по созданию системы оценки качества
торгово-развлекательного центра. Эта система должна была подходить к
отечественным реалиям и в то же время быть понятной на международном
уровне. Проработано множество вариантов, основывающихся на самых
различных принципах и категориях. Ключевой идеей при разработке системы классификации являлось
сочетание комплексности и всесторонности оценки торговых центров с ее
простотой и понятностью. Комплексность достигается путем оценки объекта с
точки зрения ключевых сторон: владелец объекта, арендатор, посетитель,
инвестор. Для обеспечения простоты классификации, все используемые
показатели были нормированы и сгруппированы в 4 смысловых блока:
технологические параметры объекта, привлекательность для арендатора,
посетителя и инвестора. Второй задачей было поддержание классов объектов в актуальном
состоянии. Согласно предложенной версии, все показатели можно отнести к
двум типам: условно-постоянные, к которым относятся показатели,
связанные с местоположением, качеством здания, его технологичностью, и
переменные (прежде всего, количество посетителей их удовлетворенность и
сбор управляющей компанией арендных платежей). Так как предпочтения
посетителей не всегда сохраняются годами, переменные параметры,
предполагается, должны актуализироваться не реже 1 раза в 3 месяца.
Условно-постоянные могут оцениваться раз в 1-2 года – это позволит
вовремя учитывать влияние новых, более современных торговых центров на
рынок в целом. Обновить оценки «постоянных» параметров также имеет
прямой смысл и в случае, если на объекте проведено существенное
расширение или выполнена реконцепция. Все стандарты и нормативы, абсолютно прозрачные, будут выложены на
специальном веб-сайте проекта, где каждый владелец торгового центра
сможет легко получить ответ на вопрос, к какому классу его объект
принадлежит. Разумеется, конфиденциальные данные не предполагается
разглашать; достоянием сообщества становится итоговая принадлежность
торгового центра к тому или иному классу. Объективность оценки будет
обеспечена применением современных технологий сбора данных, их проверки и
обработки, а также представительным составом профессиональной комиссии. На сегодняшний день такая система оценки торговых центров проходит
стадию тестирования.
|