Украина готова предоставить России возможность
участвовать в управлении и модернизации газотранспортной системы (ГТС)
страны. Однако взамен ждет выполнения ряда условий. В частности, Москва
должна предоставить гарантии заполняемости ГТС, а также отказаться от
строительства других газопроводов в обход украинской территории.
Украина
может рассмотреть вопрос участия Европейского союза и России в
менеджменте и модернизации ГТС Украины, заявил премьер-министр Украины
Николай Азаров в интервью украинской службе BBC. Но с определенными
оговорками. "Европа должна дать гарантии России, что будет покупать у
нее газ, а Россия должна дать гарантии нам (Украине), что будет
перекачивать эти объемы газа по нашей газотранспортной системе, а не
будет строить обходные транспортные пути, которые сделают нашу систему
ненужной. Мы должны получить такие гарантии", - сказал он.
Однако
ГТС останется в собственности Украины. "И я не думаю, что это удивит
наших российских партнеров, ведь они понимают, что с таким ценным
активом ни одно государство не хотело бы расстаться", - добавил г-н
Азаров.
В последнее время Украина все настойчивее заявляет свое
недовольство планами России по строительству газопровода в обход ее
территории, пытаясь надавить сразу на всех участников проектов. Ранее
министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко призывал ЕС определиться
в вопросе поддержки газопроводных проектов. "Или они поддерживают
проект Nabucco, или они поддерживают "Южный поток", который является
нашим прямым конкурентом и представляет угрозу нашим национальным
интересам в части транзита газа", - говорил министр. Если при прежнем
руководстве страны такой вопрос не стоял, то сейчас "Газпрому", видимо,
придется занять достаточно гибкую позицию.
"Газпром" давно хочет
получить доступ к украинским ГТС, однако добиться этого холдингу пока не
удается. Выход возможен, если "Нафтогаз" и "Газґпром" действительно
создадут СП, куда и может быть включена газотранспортная система. Однако
от "Южного потока" монополия явно не откажется. "Планы "Газпрома" по
строительству "Южного потока" остаются неизменными", - подтвердили вчера
в пресс-службе "Газпрома". Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий
Песков добавил, что "Южный поток" остается приоритетным проектом,
который находится в стадии реализации. Заявление г-на Азарова он
комментировать не стал. Между тем ранее г-н Песков не исключал, что
мощность этого трубопровода может быть уменьшена.
С экономической
точки зрения "Газпрому" интереснее участвовать в ГТС Украины, чем
строить новую трубу, отмечает аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий
Лютягин. Стоимость модернизации может составить до 1,5 млрд долл. При
этом политические риски есть в любом проекте. Эксперт отмечает, что
"Газпром" до сих пор не может договориться с Болгарией, участницей
"Южного потока", а вчера пресс-служба газового холдинга сообщила, что
будет строить трубу через Румынию.
У "Газпрома" есть долгосрочные
контракты, гарантирующие поставки в объеме примерно 165 млрд куб. м в
год (с учетом "Северного потока"), говорит глава East European Gas
Analysis Михаил Корчемкин. Суммарная мощность двух проектов -
"Северного" и "Южного потоков" - составляет 118 млрд куб. м в год, что
равно объему транзита газа через Украину, указывает он.
|