Социальные и dating-сети никак не могут стать публичными в
инвестиционном смысле. Даже те из них, что имеют в активе десятки, а то
и сотни миллионов пользователей, у которых, по идее, должны быть
кошельки. В последние несколько лет выйти на IPO собирались многие.
Facebook, Twitter, LinkedIn объявляли о таких планах совсем недавно,
но, несмотря на благоприятную конъюнктуру на фондовых рынках,
передумали. В конце 2007 года в United Online хотели вывести на IPO
свою социальную сеть Classmates.com. Не сложилось. Среди относительно
успешных размещений в этом секторе можно назвать сделки с японскими
сетями GREE и Mixi, однако они торгуются на локальном рынке. Есть
примеры биржевых размещений специализированных социальных ресурсов. В
частности, в ноябре 2009 года этим отметилась Ancestry.com, которая
предоставляет услуги по составлению генеалогического древа (недавно
отличилась установлением родства Барака Обамы и Уоррена Баффета). В
качестве же знакового провала СМИ любят приводить ресурс PlanetOut Inc,
дебют которого состоялся в 2004 году. Эта сеть, ориентированная на
сексуальные меньшинства, разместила акции по $9, когда же котировки
достигли $0,39, компания провела делистинг.
На фондовом рынке представлены, впрочем, акции компаний, имеющих в
своей структуре соответствующие активы. К примеру, торгуются акции
Yahoo, которая владеет сервисом знакомств Personals, есть
InterActiveCorp, имеющая аналогичные сервисы Match.com и Chemistry.com,
есть Knot с принадлежащим ему GreatBoyfriends.com. Наконец, можно
упомянуть российскую «РБК Информационные системы», управляющую сервисом
LovePlanet.
Клиенты есть, денег – нет. Ни социальные сети, ни
дэйтинговые интернет-агентства не имеют пока отработанной модели
монетизации собственных услуг. Хотя сервисы знакомств в этом смысле
более продвинутые. «Существующая модель бизнеса социальных сетей
несовершенна, пока не приносит стабильного денежного потока. Отчасти
поэтому владельцы Facebook, Twitter, а также российских проектов –
«Одноклассники» или «Вконтакте» не спешат выходить на IPO. У них
впечатляющее количество пользователей, однако такие проекты прибыльны
лишь в исключительных случаях. Они пытаются внедрять платные сервисы,
но это им удается с большим трудом. Надеяться на рекламу также не
приходится, поскольку это очень конкурентный рынок, к тому же
пользователи социальных сетей крайне не любят ее. Что же касается
dating-сетей, то тут ситуация противоположная. По моим оценкам, 80–90%
доходов они получают от предлагаемых услуг. И социальные сети, и
dating-агентства пытаются в последнее время продвигать новые сервисы –
например продажа игр, софта, антивирусных программ, даже туров. Пока
это эксперименты, невозможно сказать, что из этого выстрелит», –
комментирует Сергей Опарин, заместитель гендиректора ИК «Финам».
«Думаю, вопрос монетизации – вопрос времени. Не так давно стали
появляться новые виды контекстной рекламы. К примеру, поисковики
отслеживают ваши запросы, и через некоторое время вы обнаруживаете
рекламу на поисковых страницах с интересными вам продуктами», –
размышляет Анастасия Обухова, аналитик «ВТБ Капитал». Есть и более
креативные находки. «Прошлый год стал просто хитом онлайн-игр. Доходы
поставщиков игр через социальные сети уже измеряются сотнями миллионов
долларов. Понятно, что и этот рынок недалек от пресыщения», – приводит
пример Борис Овчинников, руководитель отдела исследований компании SUP,
владельца Livejournal.com.
«Горячее» IPO. За первым выстрелом можно понаблюдать
на днях. После нескольких лет раздумий, на NYSE собирается разместиться
FriendFinder Networks (FFN), если в очередной раз не передумает.
Компания планирует продать 20 млн акций (49%) по цене $10–12, что
позволяет ее оценить почти в полмиллиарда долларов. Соорганизатором
выступают структуры российского «Ренессанс Капитала».
FFN объединяет 18 онлайн-порталов, в том числе таких «горячих», как
Bondage.com, Hotbox.com. Она же владеет журналом Penthouse.
Пикантность холдингу придает и относительно недавняя покупка
BigChurch.com – сервиса знакомств для христиан.
Со 109 млн уникальных посетителей в месяц (данные за сентябрь 2009
года) FFN является безусловным лидером среди ресурсов, ориентированных
на «взрослые» знакомства. Ближайшие конкуренты – SexSearch.com,
Playboy.com и LiveJasmin.com. Однако в инвестиционном меморандуме
компания указывает, что ориентируется на конкуренцию с Facebook.com и
MySpace.com, аудитория которых насчитывает 411 и 111 млн посетителей
соответственно. Отчасти это объясняется тем, что около 45–50%
пользователей социальных сетей имеют аккаунт и на «взрослых» сайтах, и
группа эта выросла в 2009 году на 11%. В целом же число взрослых
посетителей социальных сетей, согласно прогнозам eMarketer, только
в США вырастет с 63 млн в 2008 году до 84 млн в 2011-м. Интересно в
инвестмеморандуме описаны риски. К примеру, FFN отмечает, что понесет
большие убытки, если одна из трех мировых платежных систем вдруг
откажется обслуживать ее сервисы. Предупреждают в FFN также, что
никогда не надеялись и не надеются на рекламные поступления: 70% дохода
компания получает от платных услуг и продуктов. В документе также
указывается, что трафик для сайтов холдинга преимущественно зависит от
аффилированных сетей: «Если мы потеряем эти возможности, наш бизнес
претерпит существенное снижение трафика, это повредит нашим
возможностям генерировать доходы».
Между тем, перспективы FFN на рынке оценивают скептически. «Это
«горячая» компания, но не в плане IPO», – предупреждает Франциск
Гаскинс, аналитик IPOdesktop.com, добавляя, что база подписчиков
данного сервиса снижается. Доходы FFN за 9 месяцев 2009 года составили
$244,4 млн, увеличившись на 0,2% в сравнении с аналогичными
показателями 2008-го. Убыток – $27,37 млн. Долг компании превышает $470
млн, в том числе из-за покупок. Собственно, брэнд FFN компания, ранее
именовавшаяся Penthouse Media Group, обрела после покупки в декабре
2007-го ресурса Adult FriendFinder.
Несмотря на пессимизм рынка, дебют FFN инвесторы ждут с интересом,
поскольку от итогов размещения будет во многом зависеть будущее отрасли
– для тех же глобальных социальных сетей они станут ориентиром, в том
числе для определения собственной капитализации. Ждут и профучастники,
в том числе российские. Например, тот же «Финам», у которого есть
закрытый ПИФ акций «Финам – Информационные технологии». Его паи,
кстати, торгуются на инновационной площадке ММВБ. В портфель ЗПИФа
входят в том числе пакеты акций ЗАО «Мамба» (сеть знакомств Mamba.ru) и
20% акций World Wide Vision, которая в свою очередь управляет
социальной сетью Badoo.com. «"Мамба" последние два года стабильно
платит дивиденды, показывает рост и если бы акционеры приняли решение
вывести ее на IPO, то это был бы успех. Однако пока такого решения не
принято. Что касается «Баду», то эта компания еще находится на этапе
становления, но, надеюсь, принесет отдачу акционерам уже в этом году.
И, кстати, «Мамба» куда прибыльнее, чем FriendFinder Networks», –
гордится Сергей Опарин.
«Вряд ли размещение FFN может быть полезным социальным сетям в плане
ориентира стоимости. Ведь этот проект работает в специфичном сегменте.
К тому же, рост клиентской базы у таких сервисов знакомств пошел на
спад. В том числе из-за конкуренции. Ведь те же услуги можно получать
через социальную сеть, и бесплатно», – рассуждает Борис Овчинников.
Для частного инвестора социальные и dating-сети почти не доступны. И на
Западе, и в России это пока рынок private equity. В России лидерство
принадлежит фонду Digital Sky Technologies (владельцы – Юрий Мильнер,
Григорий Фингер, Алишер Усманов), который оперирует активами на сумму
около $1 млрд. «Финам» оценивает свой специализированный ЗПИФ в $100
млн.
Однако все может измениться, и весьма скоро. На рынке в этом году ждут
бума IPO технологического сектора, куда входят также и
интернет-сервисы, причем не только формата B2B. Хотя хватает и скепсиса.
«Я не вижу, чтобы владельцы соцсетей так уж хотели стать публичными.
Нет потребности в больших деньгах – все, что нужно вкладывать в сети,
стоит относительно дешево. Сидят там частные фонды – значит им хорошо
и, судя по всему, могут позволить посидеть еще какое то время», –
говорит Борис Овчинников.
Питер Ким, управляющий директор Dachis Group, ждет в этом году
появления крупных корпоративных социальных проектов, поскольку
корпорации все больше задумываются над тем, как улучшить коммуникацию с
клиентами, в том числе через социальные сети. Кроме того, Питер Ким
уверен, что 2010 год станет годом консолидации провайдеров услуг,
которые работают в данном секторе.
«Социалка», знакомства и эротика на биржах
|
«Взрослые» или социальные проекты в рамках компании
|
цена за акцию, $
|
Доходность, %
|
Капитализация, $ млн
|
Эмитент
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
с начала 2010*
|
РБК
|
LovePlanet
|
1,2
|
+138,5
|
+59,4
|
-22,2
|
-95,4
|
+278,9
|
-9,9
|
168
|
Rick's Cabaret
|
сеть стрип-клубов
|
11,1
|
+32,9
|
+78,6
|
+292,4
|
-85,2
|
+114,5
|
+29,6
|
106
|
Playboy
|
эротический контент
|
3,2
|
+13,0
|
-17,5
|
-20,4
|
-76,3
|
+48,1
|
+0,9
|
110
|
Yahoo
|
Personals
|
15,2
|
+4,0
|
-34,8
|
-8,9
|
-47,5
|
+37,5
|
-9,6
|
21400
|
IAC/InterActiveCorp
|
Match.com, Chemistry.com
|
20,4
|
-7,7
|
+31,3
|
-27,6
|
-33,0
|
+30,2
|
-0,6
|
2700
|
United Online
|
Classmates.com
|
6,5
|
+28,5
|
-1,0
|
-5,0
|
-42,7
|
+25,0
|
-9,6
|
552
|
Knot, Inc.
|
GreatBoyfriends.com
|
9,0
|
+126,5
|
+129,4
|
-39,3
|
-47,8
|
+21,0
|
-10,2
|
297
|
New Frontier Media, Inc
|
видео для взрослых
|
2,1
|
-17,6
|
+47,2
|
-32,6
|
-66,8
|
+11,2
|
+8,5
|
40
|
* На 02.02.2010.
Доходы
Сети ловят рекламу
Согласно оценкам eMarketer, расходы рекламодателей в глобальной сети вырастут с $50 млрд в 2008 году до $69 млрд в 2011.
Социальные сети откусят от этого рекламного пирога к 2011 году около
$2,9 млрд. «На российские социальные сети в 2008 году приходилось
несколько процентов рекламного рынка. Больше 1, но меньше 5%. Всего на
рекламу было потрачено $710 млн», – обрисовывает ситуацию в Рунете
Анастасия Обухова, аналитик «ВТБ Капитала».
Развлечения
Социальные игры
Американская компания Zynga стала главным бенефициаром бума «социального гейминга»
К играм этого производителя ежемесячно обращаются 125 млн
пользователей. В прошлом декабре Digital Sky Technologies приобрела
облигаций Zynga на $180 млн.
Второй крупный игрок на этом рынке – английская Playfish с 50 млн
пользователей. 25 млн пользователей насчитывает американская Playdom.
Крупнейший разработчик казуальных игр в России – компания Alawar. На
днях 23% акций компании приобрел фонд Almaz Capital Partners, ранее
пакет принадлежал ИК «Финам». По данным Alawar, в 2009 году было
продано игр на сумму $32 млн. Объем «казуального» рыночного сегмента в
России оценивается в $42 млн.
По мнению Атула Багга, аналитика Think Equity, глобальный рынок
социальных игр в 2009 году достиг в $0,5–0,6 млрд, а в этом году сектор
вырастет до $1 млрд.
Всего рынок онлайн-игр оценивается в $13 млрд, а виртуальных товаров,
на котором также доминируют участники онлайн-игр, – в $5–6 млрд.
|