Четверг, 25.04.2024, 11:42
   http://www.ati.utexas.edu/images/portfolio/logo-dowjones.jpg                            Глобальная Экономика 


ВыходВход

  
Сауны Москвы
Трейдерам полезно отдыхать в саунах. Многие выбирают все сауны Москвы и идут париться в них.
 Графики Он-Лайн
Главная » Файлы » Экономика-Вводная Лекция

Циклы Кондратьева и современность
27.12.2009, 08:17

На сегодняшний день хронология волн Кондратьева выглядит следующим образом: 3-я понижательная волна, начавшаяся в 1914-1920гг (см. табл. 1), завершилась фондовым крахом в США (1929) и последовавшей за этим продолжительной вплоть до 1933г депрессией (это ещё одна из закономерностей циклов Кондратьева – конечная фаза понижательной волны характеризуется наиболее тяжёлым кризисом, каковых в течение столетия бывает не более двух). Временные рамки четвёртого Кондратьевского цикла: 1929/33 – 1974/815; при этом окончание восходящей фазы цикла приходится ориентировочно на начало 50-ых гг. Завершился этот цикл, как и предыдущий, тяжёлым кризисом, на сей раз, связанным с рынком нефти (нефтяные кризисы 1973г и 1979г).

Анализируя зарождение пятого Кондратьевского цикла, можно выявить все характерные особенности, предшествующие этому процессу, на которые указывал Кондратьев. Знаковые изменения произошли в области кредитно-денежного обращения – речь идёт, прежде всего, об отказе от Бреттон-Вудской системы фиксированных валютных курсов в начале 70-ых гг. В ходе восходящей волны пятого цикла было ещё два важнейших изменения в монетарной сфере: 1. появление банкоматов и пластиковых карт, обусловившее падение спроса на наличные деньги и изменение скорости обращения денег, и 2. глобализация финансовых рынков, снявшая многие границы на пути перемещения капиталов.

В области технологий восходящей волне пятого цикла предшествовало ключевое событие – разработка компанией INTEL первого в мире микропроцессора (1971г.), положившая начало эре компьютеров (основы полупроводниковой техники были заложены в середине века, однако, на что указывал ещё Кондратьев – наиболее важным для экономической конъюнктуры является не фундаментальное открытие, но начало его претворения в жизнь, а массовое внедрение персональных компьютеров стало возможным лишь после появления микропроцессора и соответствующей элементной базы). Полупроводниковая техника создала абсолютно новые рынки – персональные компьютеры, программное обеспечение, дала толчок автоматизации производств и развитию отрасли связи. Другим ключевым изобретением восходящей волны пятого цикла, поддержавшим её экспансию, стал интернет6, появление которого, во-первых, поставило новые задачи перед создателями полупроводниковой техники (резко возросли требования к скорости передачи данных, к системам обработки и хранения информации), а, во-вторых, ознаменовало собой переход из эры компьютерной в эру информационных технологий. Нельзя, по-видимому, вычёркивать из списка технологических достижений пятого цикла и освоение Космоса – хотя оно произошло ещё на понижательной фазе четвёртого цикла (как и создание полупроводниковых технологий), но его коммерческое использование совпало с восходящей волной пятого цикла; сегодняшние информационные технологии уже трудно представить без спутников связи.

Ну и, наконец, ещё одно ключевое изменение, произошло в сфере мировой торговли. На сей раз, в сферу мирового рынка были вовлечены страны распавшегося СССР и страны, так называвшегося, соцлагеря. Тут опять имеет смысл сделать небольшое отступление относительно причин и следствий больших циклов, и возвратиться к работам Кондратьева, который указывал, что "совершенно ясно, что при капитализме вовлечение в оборот новых территорий исторически происходит именно в периоды обострения нужды стран старой культуры в новых рынках сбыта и сырья”7. Весьма показательно, что вовлечение новых стран в мировой рынок происходит, обычно, в самый разгар восходящей фазы цикла, т.е. тогда, когда экономическая конъюнктура уже разогрета и необходимость в новых рынках сбыта и сырья становится как никогда острой. На примере восходящей волны пятого цикла можно сказать, что первым сигналом этой острой необходимости стал фондовый крах в США в октябре 1987г.8 – к тому времени первый импульс, порождённый появлением компьютеров, уже прошёл, стали намечаться первые признаки ослабления конъюнктуры, и для дальнейшей экспансии остро требовались новые рынки.

Развивая тему вовлечения новых рынков в орбиту мировой экономики, можно несколько расширить её и сформулировать не просто как вовлечение, но вовлечение/исключение новых рынков. Действительно, Кондратьев ничего не говорил о таком феномене, как выпадение некоторых рынков из мировой торговли. Однако в свете событий последнего десятилетия этот факт нам представляется бесспорным. Речь идёт о кризисах развивающихся рынков, которые в массовом порядке наблюдались в 90-ых гг. 20-ого века. Лишь благодаря скоординированным сверхусилиям США и Европы удалось предотвратить глубокую экономическую депрессию в Мексике, которая виделась практически неизбежной в начале 1995г. (падение ВВП достигло почти что 10%, но благодаря финансовой поддержке МВФ, оказалось краткосрочным; динамику мексиканской экономики см. на РИС. 9). Ситуация повторилась уже через два с половиной года в другой части света – валютный кризис в странах ЮВА, и опять потребовалось экстренное вмешательство МВФ, чтобы избежать глубокого экономического спада. Российский кризис 1998г означал временное существенное ослабление внешнеторговых связей нашей страны с мировым рынком (по сути, наш рынок оказался временно закрытым для мировых производителей). Ещё один тревожный звонок прозвучал в самом начале 1999г, когда произошла девальвация бразильского реала – резкое выпадение бразильского рынка из сферы мировой торговли могло бы иметь куда более драматичные последствия для развитых стран, чем потеря ещё не успевшей к тому времени полностью вписаться в мировую экономику России. Неудивительно поэтому, что спасение Бразилии продолжалось на протяжение всех последних лет, чего стоит, к примеру, беспрецедентная кредитная линия МВФ в размере $40.5млрд., открытая в 1999г. Не менее масштабные кредиты МВФ потребовались и для спасения Турции (порядка $17млрд). А вот кого не удалось спасти, так это Аргентину – глубочайшая рецессия, которой пошёл уже пятый год, четырёхкратная девальвация национальной валюты, дефолт по внешним долгам – всё это выбило многие транснациональные компаний с данного рынка. Как будет показано ниже, открытие новых рынков сопровождается обычно, сменой политических режимов с "национально-независимых” на, условно говоря, "либерально-рыночные”, политику которых уже трудно назвать самостоятельной. В случае же выпадения рынков, происходят обратные процессы – к власти возвращаются режимы первого типа. Подобная тенденция наметилась в России, но она не получила развития – высокие цены на нефть очень быстро вновь вернули нас в рамки мировой экономики. Посмотрим, в какую сторону двинется Бразилия, где осенью 2002г к власти пришло национально-независимое правительство (по крайней мере, предвыборные тезисы позволяют так его классифицировать).

Почему происходит выпадение рынков? В качестве гипотезы можно предложить следующее объяснение (условно назовём его "эффектом экономического резонанса”), идею которого мы позаимствовали из физической науки. Для начала, одно наблюдение – "выпадают”, как правило, страны, относительно недавно вписавшиеся в мировую экономическую систему, и классифицирующиеся на сегодняшний день, как развивающиеся. До того момента, как новые рынки были открыты мировому капиталу, экономики этих стран двигались по своим собственным траекториям, т.е. имели свою собственную цикличность. Мы предполагаем, что открытие этих рынков не может в один момент поломать внутренние циклы и подчинить динамику внутренней конъюнктуры мировому циклу; для того, чтобы национальная экономика гармонично и в полной мере вписалась в мировую экономическую систему требуются, возможно, десятилетия (безусловно, это утверждение требует глубоких исследований и более чётких доказательств). Таким образом происходит наложение внутреннего цикла и внешнего (мирового). Эти циклы, имеющие разную частоту, в определённый момент совпадают по фазе, и хорошо, если это восходящая фаза (в этом случае резонанс приводит к скачкообразному ускорению экономического роста), но если это нисходящая волна, то хрупкие развивающиеся экономики не выдерживают, отрываются от мирового цикла и вновь начинают двигаться по собственной траектории. Такой резонанс произошёл в России в 1998г, когда спад внутренней конъюнктуры (в начале года затормозила промышленность, придавленная дорогим рублём) наложился на провал внешней конъюнктуры (обвал мировых цен на нефть).

Кондратьев отмечал, что в рамках длинных циклов присутствуют средние (7-11 лет) и короткие (около 3.5 лет) волны. Наши исследования последней восходящей волны 5-ого Кондратьевского цикла, приведённые ниже, подтверждают это утверждение – действительно, восходящая волна в этом случае состояла из 2-3 циклов, в каждом из которых также можно выделить 2-3 коротких цикла. Более того, продолжительности этих волн, указанные Кондратьевым, точно совпали. Объяснение трёхволновой структуры (РИС. 1) можно представить следующим образом:

  1. первоначальный импульс экономика получает благодаря радикальным изменения в кредитно-денежной сфере и появлению принципиально новых технологических продуктов, которые, как правило, появляются в фазе нисходящей волны предыдущего длинного цикла;

  2. этот импульс через некоторое время начинает затухать, в основном, в силу естественных причин (первоначальное насыщение рынков; неготовность многих технологий для активного коммерческого использования – они ещё слишком дорогие), возникает острая необходимость в новых рынках и дальнейших технологических инновациях;

  3. мировая экономика вовлекает в свою орбиту новые рынки, что обеспечивает ей очередной импульс;

  4. появление новых рынков активизирует развитие технологий;

  5. последний этап, характеризующийся наложением двух основных факторов – технологии и рынки – обычно сопровождается взрывными темпами экономического роста, которые приводят к очень быстрому насыщению новых и старых рынков. На этом этапе новые технологии существенно удешевляются и становятся готовы к активному коммерческому использованию (персональные компьютеры, появившиеся в начале 80-ых, стали доступны широкому кругу потребителей лишь в 90-ых). Данная фаза описывается, в основном, эпитетами превосходной степени: наиболее интенсивная, наиболее продолжительная (в последней волне, это, ориентировочно, 1995-2000гг), наиболее нестабильная. Характернейшей чертой самого пика этой волны, очень наглядно проявившейся в конце 20-ого века и начале нынешнего, является инвестиционный бум на фоне катастрофического падения эффективности инвестиций (бесплодные инвестиции в интернет-компании в конце 90-ых), что в итоге приводит к сокращению объёмов капитала. Последнее и предопределяет фундаментальную основу для дальнейшей продолжительной депрессии9.

  6. Ещё одной характерной чертой завершающей фазы восходящей волны, как отмечено выше, является процесс выпадения рынков (это и предопределяет нестабильность данной фазы). По сути, это завершающий аккорд периода процветания.

Сейчас, на наш взгляд, имеются все основания говорить об окончании восходящей фазы пятого Кондратьевского цикла. Во-первых, характерные для подобного цикла сроки приблизительно выполнены (учитывая начало этой волны в 1974г, а её окончание – в 2000г, продолжительность составит 26 лет). Во-вторых, мы не можем не обратить внимание на динамику мировых фондовых рынков (важность этих рынков как индикатора конъюнктуры будет показана в части 2) – основные американские фондовые индексы (S&P500, Dow-Jones Industrial, NASDAQ) на протяжении трёх лет подряд снижались (2000-2002гг), такое последний раз наблюдалось в начале Великой депрессии в 1929/33гг (тогда, правда, затянувшее падение фондового рынка знаменовало окончание нисходящей волны Кондратьевского цикла, сейчас же, на наш взгляд, служит индикатором окончания уже восходящей волны).

Ну и, наконец, главным аргументом в пользу окончания восходящей волны пятого Кондратьевского цикла является прохождение этой волной всех отмеченных выше фаз (её трёхволновый характер). Стоит также отметить, что на восходящей волне пятого Кондратьевского цикла наглядно проявилась ещё одна особенность, отмеченная Кондратьевым – периоды благоприятной конъюнктуры на этой волне были длительными, в то время как спады деловой активности носили краткосрочный характер и не были глубокими.


Рис.1 структура восходящей фазы Кондратьевского цикла.

Сколь длительной окажется нисходящая фаза, и какие знаковые события будут характеризовать начало шестого цикла? Большинство современных исследователей сходятся к тому, что очередной масштабный мировой кризис, который будет знаменовать собой зарождение шестого Кондратьевского цикла, произойдёт в 10-ых годах нашего столетия. Этот прогноз предполагает сжимание длинных циклов – если он будет реализован во втором десятилетии, то таким образом продолжительность пятого цикла составит 36-46 лет. Действительно, тенденция к сокращению циклов Кондратьева имеет место быть – первый цикл Кондратьева составлял порядка 60-65 лет (1785/90-1844/51), второй уже – около 50 лет (1844/55-1890/96), третий – не более 42 лет (1891/96-1933), четвёртый – чуть более 40 лет (1933-1974). Если тенденция к сжатию длинных циклов сохранится, то кризис и окончание пятого цикла, действительно, произойдут не далее 2014/15гг. Почему происходит сжатие циклов? – вопрос, на наш взгляд, не имеющий на сегодняшний день однозначного ответа. Можно предположить, что причины лежат в сфере денежного обращения, а именно увеличения скорости обращения денег. Действительно, если считать гипотезу Кондратьева базовой (основная причина длинных циклов лежит в механизме накопления, аккумулирования и рассеяния капитала…), то изменения условий денежного обращения, безусловно, не могли не сказаться на деталях этого механизма – процессы аккумулирования/рассеяния стали происходить более стремительно. Здесь мы не будем углубляться в суть данной проблемы, но отметим, что её дальнейшие исследования необходимы ввиду критической важности отмеченного вопроса для построения точных прогнозов на основании теории Кондратьева. Какие технологические изменения будут предшествовать зарождению шестого цикла?

В области технологий, основные надежды связываются сейчас с появлением квантовых компьютеров (полупроводниковые технологии уже подошли к естественному пределу – нанотехнологии), изобретение которых (разработка принципов) было объявлено компанией IBM в 1998г, но создание которых, безусловно, займёт не менее десятилетия. Крайне востребованы сегодня прорывы в отрасли связи (внедрение связи 3-его поколения – перспективы ближайших нескольких лет). Пока трудно сказать, какую роль сыграют биотехнологии на восходящей волне шестого Кондратьевского цикла. В частности, трудно оценить востребованность технологий клонирования, получивших развитие в последние годы. Но вот востребованность генной инженерии со стороны фармацевтической отрасли и медицины не вызывает сомнений. Третье направление возможных технологических прорывов – исследование в области высоких энергий и создание альтернативных источников энергии. Впрочем, требуемый объём инвестиций в эти технологии заставляет усомниться в возможностях прорыва в этом направлении в ближайшие годы (очевидно, что все эти технологические прорывы должны произойти в ближайшее десятилетие, чтобы заложить основу для возникновения нового 6-ого Кондратьевского цикла на рубеже 10-20-ых гг.). Таким образом, можно предположить, что следующая длинная волна станет циклом квантовых компьютеров и биотехнологий.

Расширение рынков. На сегодняшний день наиболее привлекательными направлениями экспансии мировой торговли являются Китай и исламские страны, тяготеющие к фундаментализму. На наш взгляд, сегодня совершенно очевидны усилия развитых стран по вовлечению и Китая, и традиционных исламских стран в орбиту мировой экономики (опыт 5-ого Кондратьевского цикла показал наиболее эффективное направление таких усилий – замена самостоятельных, национальных, режимов на дружественные, проводящие политику, ориентированную на запад). Однако, если в отношении Китая этот процесс носит скрытый от широкой общественности характер, проявляющийся лишь в выборочных провокациях (как то, бомбардировка китайского посольства в Белграде), то в отношении закрытых исламских государств процесс принял совершенно открытую форму, называемую с 2001г "международной антитеррористической операцией”. Очевидно, что на нисходящей фазе большого цикла, в коей мы сейчас находимся, эта "операция”, скорее всего, не увенчается успехом (именно анализ Кондратьевских циклов заставляет нас усомниться в том, что "Шок и трепет” позволит Америке достичь поставленных целей; по крайней мере, послевоенное обустройство Ирака будет весьма неоднозначным), однако к середине восходящей волны шестого цикла (т.е. ориентировочно 2025/30гг) потребность в новых рынках станет как никогда острой. Именно эти сроки мы определяем как наиболее вероятные для смены многих радикальных режимов на ближнем востоке.

Шестому циклу, как указывалось выше, должны предшествовать некие значимые изменения в сфере кредитно-денежного обращения (очевидно, уже в текущем десятилетии). Впрочем, мы не исключаем, что они уже произошли. Речь идёт о введении единой европейской валюты. Позитивное влияние этого фактора мировой экономике ещё только предстоит ощутить в полной мере. Другое важное изменение в кредитно-денежной сфере связано с активизацией интернет-расчётов, т.е. оплатой услуг и товаров через интернет. Эти технологии появились вместе с интернетом в 90-ых гг. прошлого столетия, но очевидно, что они ещё не готовы в полной мере для коммерческого использования и пока позволяют выполнять лишь ограниченный круг операций. Более активное использование всемирной сети для расчётов, безусловно, изменит основные параметры кредитно-денежного обращения.

Ну и наконец, последний вопрос, который мы считаем нужным осветить при рассмотрении Кондратьевских циклов, касается места России в мировом экономическом цикле. С 20-ых гг. прошлого века волны Кондратьева обходили Россию стороной – мы развивались вне рамок мирового экономического цикла. Более того, на протяжении последней волны мы двигались в противофазе с общемировым циклом – последняя четверть века, принесшая расцвет западной экономике, для России характеризовалась сначала застоем, а потом глубочайшей депрессией. Это стало своеобразной платой за возможность вписаться в мировую экономическую модель и занять в ней возможное для нас место. Экономическая динамика последних лет позволяет предположить, что мы уже двигаемся в русле общемировых тенденций – ускорение темпов экономического роста в 2000г и их замедление в 2001/02гг было характерно как для развитых экономик, так и для России. Мы полагаем, что эта взаимосвязь (точнее, зависимость России от мировой конъюнктуры) сохранится и в дальнейшем, и гипотетический мировой кризис 2014/15гг не минует и Россию. Впрочем, это позволит нам вместе с остальным миром пожинать плоды нового расцвета мировой конъюнктуры в 20-30-ых гг. текущего столетия (наш внутренний цикл, безусловно, ещё не подстроился в полной мере под общемировой, и вероятность "выпадения” России вследствие очередного резонанса сохраняется; зоной риска для нас будет являться период наибольшей интенсивности восходящей волны длинного цикла, т.е. 30-ые годы).

Категория: Экономика-Вводная Лекция | Добавил: AdmiN | Теги: Циклы Кондратьева и современность, title
Просмотров: 4052 | Загрузок: 0
Copyright MyCorp © 2024
Форма входа