Кто же они были непримиримые враги Рима, «коварные пуны» сражавшиеся
с потомками Ромула более ста лет? По-финикийски этот город назывался
Карт-Хадашт, в переводе – «Новый Город». Римляне переиначили его
название в «Карфаген». Мифический Эней посетил его во время своих
поисков новой родины. Царица Карфагена Дидона (Элисса) предлагала ему
власть и свою любовь. Но Эней покинул ее ради Италии. Возможно, гордые
римляне подспудно жалели об этих войнах. Если бы можно было вернуть
время вспять и создать единый народ. Лить не кровь на поле битвы, а
вино на свадьбах. Но нет, в мире может быть только один господин. Не
будет общего дела и общей трапезы между суровым солдатом и увертливым
торговцем.
Кстати сказать, торговать в Карфагене умели. Это у них в крови было.
Недаром их финикийские предки добирались на своих кораблях аж до
Британских островов. Да, что там «Оловянные острова» – по поручению
фараона Нехо они в течение трех лет обогнули Африку и вернулись в
Египет через «Столпы Мелькарта» (Гибралтар). Рабы, золото и слоновая
кость – из Африки, дорогие ткани и ковры – из Азии, серебро – из
Испании, олово – из Британии, воск – с Корсики, вино – с Балеарских
островов, масло – из Сицилии, красивые вазы – из Великой Греции. Всё
это стекалось в Карфаген, чтобы потом на легкокрылых кораблях
разлететься по всему миру. Карфаген был славен не только своей
посреднической торговлей. Тысячи искусных ремесленников трудились денно
и нощно, увеличивая его богатство. Вот только не создавали они ничего
оригинального, предпочитая копировать наиболее выгодные товары. И
теперь современные археологи ломают головы, решая вопрос, как это
египетских скарабеев занесло в Испанию, и точно ли они египетские, а не
карфагенская реплика?
Деньги, деньги… Ради них Карфаген шел на любую низость, вплоть до
воровства женщин и детей. Дружил то с греками против персов, то с
персами против греков, то с этрусками против тех же греков, то с Римом
против этрусков.
Деньги,
деньги … Говорят, вас придумали лидийцы. Но лидийцы жили в малой Азии
рядом с греческими колониями и финикийскими городами. У лидийцев не
было выхода к морю. У них была богатая земля, которая давала все для
пропитания. А вот Финикии с древности приходилось то менять лес на хлеб
в Египте, то везти израильским царям золото из Офира. Так лидийцы ли
придумали деньги? И это ничего, что на первых монетах стоят знаки
лидийского царя Креза. Сейчас тоже добрая половина торговых кораблей в
мире ходят под либерийским флагом. А что это за страна, Либерия?
Финикийцы – торговцы, а торговцы всегда приспособятся. То они поднимают
флаг фараонов, то клянутся в верности Ассирии, то присягают
Вавилонскому царю, то у персов вдруг почти весь флот финикийский. Так и
с деньгами. Зачем чеканить свои, когда можно пользоваться кизиками и
золотыми дариками, а когда империи трещат и распадаются быстро
переходить сначала на афинские тетрадрахмы, а потом на статеры
Александра Македонского?
Национальные деньги – это прежде всего престиж: боги и близкие
народу символы. Торговцы наднациональны, им плевать какая власть – лишь
бы был доход. Впрочем, капитал диктует свои законы. Когда денег много,
ими хочется спокойно пользоваться, и тогда можно подумать и о законах и
власти, которая их охраняет. В Финикии собственные монеты стали
чеканить гораздо позже, чем это сделали их конкуренты греки. В
Карфагене, Тирской колонии, подгребшем под себя все финикийское
наследство в Средиземном море, еще позже. Удивительный факт – финикийцы
изобрели азбуку и торговлю. Но за сотни лет не оставили ни
литературных памятников, ни монет. Какой-нибудь греческий полис,
лежащий давно в развалинах, еще будоражит слух – там жил такой-то
писатель, а вот и монета с безукоризненным профилем богини, которую
чеканили там.
Впрочем,
не стоит утверждать столь категорично. Был один карфагенский писатель,
имя которого донесла до нас история. Его звали Магон. Он писал о том,
как правильно нужно планировать свое хозяйство, чтобы максимально
выжимать прибыль из рабов. Римским воинам, осаждавшим Карфаген во
втором веке до н.э. было приказано разрушить и сжечь всё, но эту книгу
сохранить. Они ее сохранили и перевели на латинский язык. Теперь уже
карфагенские пленные согласно этому произведению приносили прибыль
своим новым хозяевам.
А монеты… Можно в конце концов обойтись и без монет. Монеты нужны
для торговли с цивилизованными людьми. Геродот писал, как происходила
торговля без денег. Карфагеняне высаживались на берег в определенном
месте и раскладывали товары, после чего удалялись на свои суда. Тогда
появлялись местные жители и клали рядом с товарами определенное
количество золота. Если его было достаточно, карфагеняне забирали
золото и уплывали. В противном случае они оставляли его нетронутым и
возвращались на корабли, а туземцы приносили еще золота. Что это были
за товары, в рассказе не упоминается. Наверное, вино, побрякушки из
стекла и те самые реплики популярных товаров, которые стряпали
ремесленники Карфагена (сникерсы и китайские товары в переводе на
современные реалии).
В
Финикии местные монеты появились в период царствования диадохов –
полководцев, поделивших завоевания Александра Македонского. Были они
греками, но каждый старался слепить себе из бывших сатрапий хоть
какое-нибудь царство, и потому заигрывали с местными богатеями. Если
Финикию занимал Птолемей, там чеканили драхмы весом 3.60 г с
серебряным орлом. Такие монеты были весьма своевременны для торговли с
Египтом. Если страну оккупировали войска Селевка, то на рынки попадали
драхмы 4.3 г весом, соответствующие аттической драхме Александра
Великого, удобной для торговли с греческими государствами. Ну, а Антиох
разрешил выпускать монеты по финикийскому эталону с тетрадрахмой весом
около 14 г (двойной шекель).
С лицевой стороны был, разумеется, портрет государя, но зато на
оборотной изображались особо чтимые восточные божества. Были тут и
Астарта, и Баал, и Мелкарт (покровитель Тира бог Мелкарт был вначале
богом-сoлнцeм
, затем получил атрибуты бога моря и моряков. У греков Мелкарт слился с
героем Гераклом).На монетах была и двойная надпись по-гречески и
по-финикийски: «Из Сидона», «Лаодикея, мать Ханаана» или «Сидон, отец
Камбе (Карфагена), Гиппоны, Кития, Тира».
К
этому времени выпустил собственные монеты и Карфаген. Но вовсе не
потому, что его возмутил факт того, что материнские города имеют свою
монету, а он нет. Все гораздо прозаичнее. Монета потребовалась для
оплаты наемным солдатам. Карфаген вел в то время ожесточенную войну за
Сицилию с греческими городами-колониями, с Сиракузами, в частности.
Наемники даром воевать не будут, за каждый маневр и контрманевр –
плати! Золото и серебро, взятое из добычи, для удобства дележа
расчеканили. На монетах появилось финикийское обозначение места чекана
– Мотии, Панорма, а на некоторых конкретно – лагеря. Военного лагеря.
На лицевой стороне изображена голова Тиннит. Чтобы местные жители ни
чурались, ей были приданы черты сицилийской Персефоны. На оборотной –
конь, лев или пальма. Особенно много монет с конем. Это и понятно.
Сиракузы как никак колония Коринфа. Коринфские «жеребята» были всем
известны – 8,4 г серебра, номинал в две драхмы. Жеребятами их называли
из-за изображения летящего Пегаса. Была такая легенда, что коринфский
герой Беллерофонт летел на нем, что бы убить огнедышащего монстра
Химеру. Чтобы все-таки узнавали монету, но не путали с сиракузской,
лошадь чеканили без крыльев, но с пальмой, или просто лошадиную голову.
От наемников монета попала в Карфаген. Там посчитали, что такое
подражание врагам аполитично, и стали менять коня на конька морского.
Все-таки Карфаген – порт. К морскому коньку стали добавлять галеры и дельфинов. Славная
традиция чеканить деньги для наемников прижилась. Гамилькар Барка и
Ганнибал могли себе позволить эту маленькую прихоть, захватив
серебряные рудники в Испании. Если мы можем представить себе портрет
Ганнибала, то именно благодаря монетам. Увы, время Нового Города на
часах истории истекло, все его ценности и в металлах, и в монетах
попали в руки римлян. Финикийская нация растворилась среди подданных
империи. Только ближайшие соседи финикийцев сохранили при расчетах
весовую единицу, которая на их языке называется шекелем.
У некоторых античных авторов встречается упоминание о кожаных
карфагенских деньгах. Надо полагать, строительство огромного торгового
флота подразумевало существование торговых компаний. Одному корабль в
поход не снарядить. Стало быть, необходим кредит. Возможно, что кожаные
деньги – это векселя или расписки. Во всяком случае, именно от евреев,
родственников финикийцев, расписки и векселя пришли в средневековую
Европу.
|