Деньги и анархисты – нонсенс. Однако вожди «вольной территории»
могли оправдывать свои действия тем, что сразу анархическое общество не
построишь – нужен переходный период. Так что собрал батька Нестор
Иванович за стол своих сподвижников посумерничал с ними и выдал в
октябре 1919 года такую вот декларацию:
…Как будут и должны
собираться средства для осуществления общих задач строительства (читай
«вольного анархического общества»)… свободным и добровольным
самообложением трудящихся!
Самообложением, то есть сами добровольно платите налоги. Стало
быть, деньги не отменяются. Стало быть, деньги – товар – деньги.
Работает проклятая формула, свята и нерушима, хотя бы для селян, хотя
бы на сельском рынке.
Уже после окончательного разгрома, уже после победы диктатуры
пролетариата, красные идеологи с особым старанием стремились замазать
Махно грязью. Сняли фильм – прообраз «Неуловимых мстителей» - «Красные
дьяволята». Есть там один эпизод: приходят к батьке Махно селяне и
просят денег, твои-де хлопцы хлеб и сено взяли, неплохо бы
расплатиться. Батька кивает своему банкиру, тот достает клише печатает
на глазах у удивленных крестьян купюры прямо на белой бумаге, разрезает
и отдает – будьте любезны, расплатился. Крестьяне ругаются – куда нам
эти бумажки девать, но их не слушают. Смешно… Нет ничего более
страшного для проигравшего противника, чем смех. Кайзеровцев не
высмеивали, белых не высмеивали, а вот батьку Махно высмеивали. Может
потому, что больше боялись?
А ведь правда была здесь на поверхности – в устах еще одного
киногероя тех лет: «Белые пришли – грабят, красные пришли - грабят,
куды крестьянину податься?»
Один батька не реквизировал, а платил за фураж и продовольствие.
Потому и держал под своей рукою пять уездов, территорию больше Бельгии
и Голландии. С населением в 2,5 миллиона человек. Грабил он города,
выгребал червонцы из банков и товары из магазинов. Но здесь он был
полностью солидарен с Лениным – грабь награбленное. Буржуй – не
человек. Экспроприация экспроприаторов. И расстреливали махновцы купцов
и заводчиков, саблями пластали на куски офицеров. Но общепризнанный
махновский палач Лева Задов будь хоть семижильным при всем желании не
смог бы угнаться за кровавой работой чрезвычаек. Ведь был он один,
чекистов – легион.
Эх, Махно, Махно – романтик революции. Иногда он отдавал страшные
приказы, но, несмотря ни на что, было у него в душе святое – любовь к
«маленькому человеку». Хотел он для него завоевать счастье и никак не
мог понять, как это для блага трудового народа нужно расстреливать
трудовой народ. Не было на «вольной территории» продотрядов, не
выгребали в деревнях хлеб под метелочку. И еврейских погромов не было,
это – очередная легенда.
В конце Первой мировой войны немцы частично оккупировали Украину.
Махно начал свою карьеру как защитник крестьянства от немецких
контрибуций. Уже тогда сформировал он костяк своей армии и особую
тактику. Было у него под рукою 1000 всадников, да 800 тачанок с 1—2
пулеметами и 3—5 бойцами на каждой, да штаб, да артиллерия – шесть
трехдюймовых полевых орудий с полной запряжкой и зарядными ящиками.
Всего – до 5000 человек. И могли они за одну ночь проскакать до 60
верст, уходя от противника. А если нужно, собирались временные части из
мобилизованных крестьян. В зависимости от района, срочная мобилизация
давала в одну ночь до 10—15 тысяч бойцов, часто с артиллерией и
кавалерией. Полки носили имена по названиям сел, откуда пришли люди.
Разгромив неприятеля и захватив крупные населенные пункты, из них
вывозили все, что могло поместиться на крестьянских подводах. Часть
добычи, что поценнее, оставалась в распоряжении Махно, а большая часть
– товары, снаряжение противника и прочее – увозилась крестьянами по
своим селам. После этого грабежа задача, поставленная перед
мобилизованными крестьянами, считалась выполненной, и они возвращались
к своей повседневной жизни.
Вот такая индустрия грабежа. Наверное, половецкие ханы так же
отправлялись в набег, чтобы пополнить свои житницы. Нужно ли было
батьке выпускать собственные деньги, когда можно было платить если не
товарами, то любыми другими деньгами – от царских и керенок, до купюр
Ростовского банка и совзнаков.
И все-таки, по воспоминаниям современников, глухо передавались некие легенды о том, что Махно печатал собственную валюту.
В книге бывшего учителя К.В.Герасименко, волею судьбы попавшего в батькин обоз, есть фраза:
«На самом деле Махно через Волина проводил в жизнь все, что только находил необходимым, вплоть до печатания денежных знаков».
Писатель В.Г. Короленко, помыкавший горя на просторах «вольной
территории», тоже в одном из писем упоминает о деньгах махновцев.
Известно, что Махно в переговорах с Советским командованием не раз
требовал гарантировать в районе действия его армии «автономное,
политическое и экономическое самоуправление» для создания анархического
«вольного строя».
Анархическая республика – со своими символами и деньгами. Не зря
батька содержал «культурно-просветительский отдел реввоенсовета армии».
Он имел аж целых две типографии, в которых печатались листовки,
воззвания, газеты. Там же могли выпускаться и первые деньги
анархистов. Увы, история не сохранила для нас достоверных экземпляров.
Зато на пятирублевой купюре, выпущенной банком Ростова-на-Дону в 1918
году, красовался штамп, выполненный типографской краской в четыре
строки:
1 рев. (олюционная) армия пов. (станцев) Украины в 50 руб. Гуляй-Поле 1919 г. Н.Махно
В разных газетах, листовках, документах махновцы именовали себя
«революционными повстанцами» или «Революционной повстанческой армией
Украины». Новые деньги, конечно, весьма престижны, но в типографии,
которую возят на тачанке, хорошего качества не добьешься – проще
сделать надпечатку. Еще обращает на себя внимание дата. Осенью 1919
года Махно совместно с красными занял Екатеринослав (Днепропетровск). В
огромном городе не работала тогда ни одна фабрика, и батька, взяв
контрибуцию с зажиточных слоев населения, стал выплачивать пособие
безработным.
Очевидец пребывания махновцев в Екатеринославе подчеркивает: «Махно
не аннулировал никаких денег и брал контрибуцию как советскими, так и
донскими. Впрочем, реввоенсовет предпочитал, по-видимому, оставлять у
себя донские, потому что населению раздавались исключительно советские
деньги».
Все логично – совзнаки это совзнаки, их лучше оставить в покое,
чтобы не раздражать союзников, а вот на «донских» можно поставить и
свой штемпель. Тут уж никто худого слова не скажет. Денег не хватало,
поэтому штемпель увеличивал стоимость в 10 раз. Почему в надпечатке
указано село Гуляй-Поле. Махно не любил городов. Сила, поддерживающая
его, жила в селах, а Гуляй-Поле – все-таки родина. И если и делать
столицу, то только там.
Так что две проблемы были решены одним махом – борьба с инфляцией и заявление о «независимости».
Впрочем, кроме этого штемпеля существуют другие надпечатки, не поддающиеся никакому разумному объяснению:
«Гол, куме не журысь, у Махна гроши завелись» «Гроши, что воши – почесал и нет» «За эци гроши не купишь и воши»
Некоторые рисунки вовсе нецензурные, некоторые с портретами Махно и его командиров, с изображением тачанок, пулеметов.
Что это? Попытка дискредитировать новую валюту?
Армия Махно была очень неоднородной. Были здесь и красноармейцы,
выходящие из белогвардейского окружения и вынужденные влиться в нее.
Были атаманы Волох, Хмара, Данченко, Башко, Левченко, Матяш, Живодеров,
примкнувшие к Махно во второй половине 1919 года. Так, Нестору можно
выпускать деньги, а нам нельзя? Были анархисты-теоретики, в принципе не
признающие никаких денег.
Кто из них таким необычным способом высказывал свой протест, мы уже никогда не узнаем.
|