В британском графстве Хэмпшир в минувшее воскресенье
завершилось крупнейшее авиасобытие года - Farnborough International
Airshow. Раз в два года на эту международную выставку достижений
авиационного хозяйства съезжаются, точнее слетаются, ведущие
производители авиатехники и их основные потребители. Итоги
авиасалона позволяют говорить о том, что кризис в гражданской
авиаотрасли преодолен. Это видно по активности участников: на авиашоу
заключены контракты на 47 млрд долл., подписаны договоренности о
поставках сотен самолетов. Результаты, конечно, пока далеки от рекордных
докризисных (предыдущий Фарнборо образца 2008г. собрал заказов почти на
90 млрд долл.), но уже лучше, чем были в разгар кризиса. Косвенным
указанием на выздоровление сектора авиаперевозок стало и то, что
контрактов в гражданском секторе авиации было заключено больше, чем в
военном. Другими словами, Фарнборо-2010 стал символом возрождения
для авиасектора. Россия принимала участие в этом празднике жизни,
однако ее результаты оказались весьма неоднозначны. В сравнении с
конкурентами наша страна пока выглядит эдаким гадким утенком на фоне
прекрасных лебедей. Разительный контраст Прошлогодний
международный авиасалон в Ле-Бурже проходил под знаком кризисной
экономии (за все дни выставки совокупный объем заказов составил лишь 7
млрд долл.). Участники же нынешней выставки в Фарнборо, похоже, решили с
первых же дней нагнать упущенное в 2009г., только за первые три дня
заключив контрактов почти на 30 млрд долл. Сливки в этом процессе,
как и в прошлые годы, снимает дуэт крупнейших авиапроизводителей -
европейский Airbus и американский Boeing. Последний совершил ловкий
пиар-ход, презентовав на Фарнборо свой Dreamliner - пожалуй, один из
самых ожидаемых самолетов последних лет. Самолет совершил свой первый
трансатлантический перелет и произвел фурор среди журналистов и
специалистов на британской земле. Впрочем, на этом успех
Dreamliner и закончился - сделки на авиашоу лучше шли по уже запущенным в
серийное производство моделям. Между американским и европейским
авиагигантами развернулась упорная борьба за заказы, но дело
закончилось, как всегда, дружбой. Показательным здесь может быть пример
лизингового подразделения концерна General Electric - GE Capital
Aviation Services (GECAS). Компания сначала заказала 40 самолетов Boeing
737-800, а уже через несколько часов объявила о другом заказе - теперь
на 60 узкофюзеляжных Airbus А320. Аналогичным образом поступила и
другая американская лизинговая компания - Air Lease Corp., заказавшая
около 60 самолетов Boeing 737 и более 50 самолетов Airbus. Разрушители биполярного авиастроения В
конечном итоге, как и ожидалось, два авиагиганта взяли на себя львиную
долю контрактов. Однако было бы наивно ожидать, что другие
авиапроизводители сидели все шоу сложа руки. Еще в преддверии авиасалона
в Фарнборо глава Boeing Джим Макнирни отмечал, что ожидает серьезной
конкуренции со стороны китайских, канадских и российских
авиапроизводителей. Так практически и вышло. На авиашоу хорошо
продавались франко-итальянский ATR, собравший заказы более чем на 1,5
млрд долл., а британская авиакомпания Flybe удивила всех, заказав 140
бразильских Embraer на сумму 5 млрд долл. И хотя твердый заказ
авиакомпания разместила лишь на 35 из них, здесь важен сам факт. Заказы
на несколько сотен миллионов долларов получила и канадская Bombardier,
а украинский "Антонов" получил заказ на Ан-158 совокупной стоимостью
500 млн долл. У последних заказов русские корни: все "Антоновы"
заказала "Ильюшин Финанс Ко", а у люксовых бизнес-джетов Bombardier
оказались анонимные покупатели из России. Российское выступление Как
и в прошлом году, в гражданском авиастроении Россия поехала предлагать
свой флагманский продукт - Sukhoi SuperJet - и даже заключила несколько
сделок по его продаже - на сумму более 3 млрд долл. по каталожной
стоимости. Правда, отечественный продукт выбирают клиенты довольно
специфические - индонезийская Kartika Airlines (заказ - 30 самолетов),
тайская Orient Thai Airlines (12 самолетов), бермудская лизинговая
компания Pearl (30 самолетов и опцион еще на 15) и российская
"Газпромавиа" (10 самолетов). Не осталась в стороне и корпорация
"Иркут", которая подписала твердый контракт на поставку 50 самолетов
МС-21 малайзийской авиакомпании Crecom на сумму 3,4 млрд долл. Оценить
российское выступление в Фарнборо однозначно - довольно сложная задача.
С одной стороны, Россия впервые набрала столь внушительный портфель
заказов в рамках международного авиасалона, отмечает руководитель
аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. С другой -
едва ли можно гордиться тем, что эти самолеты проданы либо самим себе
("Газпромавиа", к примеру), либо на рынки не самых развитых азиатских
стран, которые этими заказами скорее поддерживают военное сотрудничество
(например, Малайзия и Индонезия). Впрочем, некоторые эксперты не
склонны делать трагедии из не самой презентабельной клиентуры ГСС и
"Иркута". По мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия
Баранова, данные заказы заключены с развивающимися странами, которые еще
молоды с точки зрения авиации, тогда как, например, в Европе и США
более насыщенные рынки авиаперевозок. "Малоизвестность
компаний-заказчиков не должна смущать, - уверен Д.Баранов. - Мы смогли
предложить более конкурентоспособные по цене самолеты". Он отметил, что
вместе с этими контрактами российские авиапроизводители получают
долгосрочный заказ на дальнейшее обслуживание этих самолетов, поставку
запчастей. Потенциальных клиентов из Европы и других развитых
стран можно понять: Sukhoi SuperJet существует в единичных экземплярах и
еще не прошел сертификацию. С МС-21 ситуация еще хуже: самолет
существует только на бумаге. Вполне понятно, что в условиях кризиса мало
кто решится на заказ таких самолетов.
|