Мазут является
нефтепродуктом. Однако он также производится из горючих сланцев и каменных
углей. Тем не менее, два последних варианта производятся в небольших
количествах и предназначены для потребления на месте производства.
Используется
мазут в качестве котельного топлива, а также для производства ряда продуктов,
таких как смазочные масла, кокс, битумы и моторные масла.
Мазут
имеет темно-коричневый цвет и жидкую консистенцию. Он представляет собой смесь
большого количества компонентов, в частности карбенов, органических соединений,
асфальтенов, нефтяных смол, а также углеводородов с молекулярной массой
400-1000 г/моль.
В
зависимости от состава и физико-химических свойств исходного материала получают
мазут с различными свойствами. Качество мазута определяется в зависимости от
содержания в нем серы, а также его плотности и вязкости.
Вязкость
мазута определяется при 100С и может варьироваться от 8 до 80 мм2/с. Плотность
же составляет от 0,89 до 1 г/см3 и определяется при температуре 20С. Также
важным параметром является температура застывания, которая равна 10-40С.
Исключение составляют флотские мазуты, у которых данная характеристика ниже (от
-5С до -10С). Содержание серы в мазуте обычно составляет от 0,5% до 3,5%.
Мазут
широко применяется в ряде отраслей. Однако основными потребителями по-прежнему
остаются жилищно-коммунальные хозяйства, а также промышленные предприятия. Его
используют в качестве топлива для котельных установок, паровых котлов, а также
промышленных печей. Кроме того, мазут широко применяется в двигателях
тепловозов и морских судов. В
настоящее время достаточно большое количество мазута подвергается дальнейшей
переработке. В результате получаются дистиллятные смазочные материалы, а также
моторные топлива.
Основными
эксплуатируемыми свойствами мазута является высокая теплотворность вместе с
небольшим содержанием золы (менее 0,3%). Это позволяет получать необходимые
температуры при относительно небольшом расходе сырья. Основной пик потребления
мазута приходится на зимние месяцы.
|