Валютное правление зародилось в Британской империи
в XIX веке. После Второй мировой войны большинство
новообразованных государств
решило сменить валютные правления на институты центрального
банка. Однако
в 1990-х годах валютное правление вернулось «из глубины веков» и
стало
денежной властью развивающихся стран и государств с переходной
экономикой.
До 2002 года в разных странах мира действовало около десятка
валютных
правлений.
Отличия от классической модели
Что вообще такое валютное правление? Валютное
управление
представляет собой учреждение, эмитирующее банкноты и монеты,
которые
свободно конвертируются по фиксированному курсу в иностранную
валюту или
другой резервный актив.
Современное валютное правление в значительной
мере отличается
от своей классической модели, и потому на свет появились такие
термины,
как «квазивалютное правление», «модифицированное валютное
правление» и
«неортодоксальное валютное правление». В отечественной прессе
его нередко
называют еще «валютным советом», «валютным комитетом» или
«валютной палатой».
Ранние валютные правления ничем другим, кроме
трансформации
валюты метрополии (чаще всего фунта стерлингов) в местные
деньги, не занимались.
В современном мире функции валютного правления
существенно
расширились. Изменился политический и экономический ландшафт.
Страны,
использующие в настоящее время валютное правление, больше не
являются
колониями и сами обеспечивают стабильность национального
банковского сектора,
платежной системы и международного потока капитала (табл. 1).
Реагируя на изменения в окружающей среде,
современные
валютные правления больше походят на центральные банки, нежели
на своих
предшественников. Скорее, денежные власти развивающихся стран
не столько
отказались от института центральногo банка, сколько переняли у
валютного
правления форму эмиссии и денежного обращения. С классической
точки
зрения, валютное правление проводит только одну операцию:
конвертирует
внутренние деньги в резервную валюту по заранее оговоренному
обменному
курсу. Однако современные валютные правления расширили круг
операций.
Теперь в него, помимо конверсионных сделок, входят
регулирование ликвидности
и кредитование банковского сектора.
Конверсионные операции
Все валютные правления имеют обязательства по
выкупу
своих пассивов, которые включают не только наличные деньги, но
и резервы
банков. Последние входят в обязательства правлений по причине
стратегической
важности межбанковского рынка и платежной системы для
стабильности валютной
системы. В отличие от пассивных операций, активные операции в
разных
странах различны. Далеко не все правления имеют четкое
обязательство
покупать резервную валюту по официальному курсу.
К примеру, в Аргентине центральный банк еще
совсем
недавно мог приобретать иностранную валюту по рыночному, а не
официальному
курсу. В Эстонии денежная база полностью обеспечивается
резервами, однако
неизвестно, по какому курсу должна проводиться эмиссия.
Валютные правления
этих двух стран легально действуют в условиях двойного
обменного курса.
В Гонконге наличные деньги продаются и покупаются по
официальному курсу,
тогда как банковские резервы выкупаются по фиксированному
курсу, а приобретаются
по рыночной цене. В Болгарии Национальный банк также
придерживается
асимметричных курсов: якорная валюта продается по официальному
курсу,
а покупается с дисконтом в 0.5%. Другим интересным аспектом
конверсионных
операций является спектр контрагентов валютного правления.
Традиционно
правления заключают сделки только с банками-резидентами. Иными
словами,
официальный валютный курс существует только для межбанковского
рынка,
а на розничном рынке валютный курс определяется рыночным
путем.
Регулирование ликвидности
Цель регулирования ликвидности состоит в
обеспечении
эффективного функционирования межбанковского денежного рынка и
предотвращении
сбоев платежной системы. Регулирование ликвидности
представляет собой
своеобразное продолжение конверсионных операций валютных
правлений.
Корректировку объема ликвидных средств, находящихся в
распоряжении банковского
сектора, денежные власти могут проводить за счет интервенций
на валютном
рынке. Если денежный рынок более развит по сравнению с
валютным, то
операции по регулированию ликвидности переносятся на него.
Однако сохранение
принципа 100%-ного обеспечения денежной эмиссии является
обязательным.
К каким инструментам прибегают валютные
правления для
манипулирования банковской ликвидностью?
В Аргентине и Литве денежные власти
предоставляют суточные
кредиты, а Гонконге – внутридневные ссуды. Во всех этих
случаях коммерческие
банки в качестве залога должны предоставить правлению
некоторое обеспечение.
Обычно роль обеспечения выполняют ценные бумаги с номиналом в
якорной
валюте. Чтобы банки не испытывали дефицита таких бумаг,
нередко валютные
правления специально выпускают для них валютные долговые
обязательства.
Для регулирования ликвидности также активно используются
резервные требования.
В Эстонии, наряду с операциями рефинансирования, резервные
требования
играют основную роль в денежно-кредитной политике. С 1 июля
2001 г.
эстонские банки могут самостоятельно размещать половину
резервных требований
в высоколиквидные иностранные облигации. Часто резервные
требования
заменяются на требования к ликвидности коммерческого банка.
Например,
валютные правления могут ввести норму, по которой наличная
компонента
резервных требований должна составлять 20% от объема резервов.
Инструментов регулирования ликвидности, к
которым обращаются
валютные правления, достаточно много. Выбор конкретных
инструментов
в конечном счете зависит от структурных характеристик
национальной финансовой
системы. Предпочтение отдается обычно эффективности
межбанковского денежного
рынка, особенностям платежной системы и волатильности
ликвидной позиции
банковского сектора.
Кредитор последней инстанции
Функция кредитора последней инстанции
является краеугольным
камнем дебатов о валютном правлении. Современные правления
могут выполнять
функцию кредитора. Однако так было далеко не всегда. Во
времена первых
валютных правлений банковская система была слабой, и ее
кризисы зачастую
никак не отражались на реальном секторе экономики. Отсутствие
какого-либо
влияния банков на экономику объясняло низкий интерес денежных
властей
к обеспечению банковской стабильности. В современной
финансовой системе,
в центре которой находится валютное правление, ситуация
совершенно иная.
Благодаря денежному мультипликатору банки
являются
главными «создателями» денег. Их банкротство неизбежно ведет к
лавинообразному
росту предложения платежных средств. Чтобы избежать коллапса
денежной
системы, валютное правление вынуждено вовремя поддерживать
банковскую
систему на плаву, обеспечивая ее стабилизационными кредитами.
Так, к примеру, в Гонконге, Аргентине и
Болгарии валютным
правлениям разрешено выдавать кредиты при наличии избытка
иностранных
резервов.
Будущее валютных правлений
Одно из наиболее известных в мире валютных
правлений
– аргентинское – закончило свое существование в январе 2002 г.
в результате
кризиса. Если говорить о будущем других валютных правлений, то
большинство
их них в скором времени также прекратит свое существование.
Так, денежные
власти Эстонии, Литвы и Болгарии уже официально объявили о
своем намерении
вступить в зону евро. Однако валютам стран Восточной Европы
уготовано
еще долгое будущее. Изъятие национальных валют из денежного
обращения
станет актуальным только после того, как страны обретут статус
полноправного
члена европейского сообщества и в течение двух лет после этого
докажут
свою экономическую стабильность перед другими
государствами-членами
ЕС. Лишь тогда у кандидатов появится возможность получить
право на использование
единой европейской валюты. Например, замену эстонской кроны
евровалютой
денежные власти страны планируют в 2006-2007 годах. В Литве в
феврале
этого года, в преддверии вступления в Еврозону, евро сменил
доллар в
качестве якорной валюты. Глава Болгарского Национального банка
в 1999
г. объявил о том, что решение о переходе страны на
общеевропейскую валюту
принято окончательно.
Центральный банк Боснии и Герцеговины еще не
декларировал
намерение сменить свою марку на евро. Однако в Европейском
центральном
банке не сомневаются: когда географические соседи страны
войдут в Еврозону,
Босния-Герцеговина неизбежно последует за ними. Будущее
валютного правления
Гонконга также нетрудно предугадать. Недалеко то время, когда
введение
полной конвертируемости китайского юаня и обретение им
стабильного статуса
сделают гонконгский доллар «лишним». В результате с карты мира
исчезнут
все экономически весомые валютные правления. Они останутся
разве что
в мелких островных государствах.
|