«Вы находили работу в социальных сетях?» Такой вопрос задал своим
посетителям портал HeadHunter. И каждый пятый (21%) ответил
положительно. Руководитель службы социальных медиа HeadHunter Денис
Марков отмечает, что работу в социальных сетях можно искать двумя
способами.
«С одной стороны, социальные сети сродни кухне или коммунальной
квартире. Твой аккаунт, то есть профиль в социальной сети, — обо всем на
свете. Ты размещаешь запись о том, что тебе интересно, и ни с кем
специально не знакомишься. Ты, например, пишешь, что ищешь работу,
друзья видят это и могут предложить интересную вакансию, открытую в их
компании. В этом случае блог или аккаунт в социальной сети — не
профессиональный инструмент, а только способ общаться с интересными
людьми. С такими задачами отлично справляются Facebook и Twitter, наша
соцсеть «ВКонтакте» или «Живой журнал» (ЖЖ)», — говорит Денис Марков.
Другое дело — ведение блога сознательно, с целью поиска работы. Для
этого нужно познакомиться с «лидерами мнений», бизнесменами, известными в
Рунете личностями. «В этом случае главное — побольше «мозолить» им
глаза, постоянно комментировать их записи, выкладывать фотографии с
профессиональных мероприятий, постоянно приглашать новых друзей», —
считает Денис Марков.
Себя показать и другим жизнь испортить
Насчет выкладки фотографий есть и иное мнение. Пресс-секретарь
МДМ-банка Марина Урываева припомнила такую историю: «Звонит мне как-то,
года три назад, знакомый журналист женского пола и рассказывает, что мой
коллега на сайте знакомств выложил фотографии с какого-то нашего
приема. И подпись — мол, я так крут, я с такими людьми общаюсь! А на
приеме, действительно, первые лица банка, мой бывший начальник. И этот
красавец». По словам Марины Урываевой, первое, что она попросила у того
журналиста — посмотреть, нет ли где ее фотографии, а то «потом никому не
докажешь, что тебя без твоего ведома на сайт знакомств засунули».
«Позвонила я и своему бывшему шефу, рассказала, что он, примерный
семьянин, вывешен на сайте знакомств. А наш коллега к тому моменту
мобильный сменил, позвонить и в лоб дать за своеволие уже нельзя.
Пришлось просить ту журналистку написать бывшему коллеге, чтобы он хотя
бы шефа со своих фотографий убрал», — говорит Марина Урываева.
В какую сеть податься за работой
Для профессиональных целей отлично подходят LinkedIn, Habrahabr или
«Мой Круг», отмечает Денис Марков. «Когда-то я сам зарегистрировался на
«Моем круге», потому что вычитал, что этот ресурс — аналог LinkedIn. Но
там крайне все слабо работает. Посему уже имею и страницу на самом
LinkedIn. Думаю, что HeadHunter считает эту сеть удобной для поиска
работы потому, что при регистрации в ней есть много опций — в том числе
информация о том, заинтересованы ли вы в поиске работы. И эти опции при
регистрации мало кто отключает. Пусть будут — на всякий случай», —
рассказал BFM.ru преподаватель Института фондового рынка и управления
Дмитрий Бобров.
«В социальных сетях есть люди, которые «хантят», то есть ищут
специалиста, чтобы предложить ему работу, причем довольно высококлассных
специалистов. Одна крупная российская интернет-компания постоянно
участвует в мероприятиях по поиску сотрудников для стартапов. И находит
там интересных кандидатов», — говорит Денис Марков.
«Еще поиск специалистов для разовых или недолгих проектов через
социальные сети популярен в IT-сфере и среди руководителей небольших
рекламных агентств», — соглашается Дмитрий Бобров. Но можно ли
рассматривать такие вакансии как серьезную работу? Скорее, как
подработку или работу на определенный срок, отмечает Бобров. Потому что
средний срок работы в молодом проекте — год. «Сам так работал когда-то —
поэтому знаю», — резюмирует специалист.
У социальных сетей есть важное преимущество перед резюме — ты не
ограничен одной страницей, в твоем распоряжении гигабайты свободного
пространства для любого вида информации, отмечается в исследовании
HeadHunter. Поэтому в социальных сетях можно больше узнать о человеке и
более осознанно предложить ему работу. Но есть и недостаток — здесь нет
удобных инструментов для HR-специалистов, а значит, социальные сети
слишком сложны для профессионального поиска персонала в крупных
масштабах.
В социальных сетях легче найти работу мастеру слова?
«Работу в социальных сетях ищут себе в основном те, кто там активен —
маркетологи, журналисты, пиарщики, интернет-деятели. Кстати, на том же
LinkedIn очень много русскоязычных менеджеров среднего и топ-уровня», —
отмечает Денис Марков. «Поиск работы через публикацию своего резюме в
социальной сети — это пассивная стратегия, когда работа у тебя есть,
тебе на ней скучно, и ты хотел бы чего-то изменить», — заявил BFM.ru на
условиях анонимности главный редактор крупного российского делового
журнала. Он утверждает, что его резюме провисело два года в клубе
читателей на сайте «Ведомостей» и на специально отведенной странице в
Яндексе — и на него не было ни одного отклика. На блог одного известного
издателя он тоже написал, но и от него отклика не последовало. «Самый
лучший способ найти работу для журналиста — это помощь твоих друзей, и
при этом все равно, где ты с ними общаешься — в социальной сети или при
личной встрече. Второе предпочтительнее, ибо человечнее», — замечает
другой журналист. То есть дело не в социальной сети, а в друзьях,
которых и о которых не стоит забывать.
«А вот пример успешного поиска работы через Twitter: один мой
знакомый, бывший руководитель крупной социальной специализированной
сети, написал, что ищет работу. В течение дня его пост разместили у себя
более 70 влиятельных в Интернете людей, а через 2 дня он уже работал на
новом месте», — говорит Денис Марков. «Все хорошо, да только
сталкиваться приходится с тем, что люди, активно живущие на работе
сетевой жизнью, сначала начитаются всякого мракобесия о том, что
необходимо выращивать свой бренд, и работой уже и не занимаются», —
констатирует Марина Урываева. Когда специалисты — что журналистики, что
рынка PR — начинают думать в рабочее время только о капитализации своего
имени — «пиши пропало», ибо сетевая жизнь затягивает с ушами».
|